1.Элементы информационных технологий.

 

В этом разделе рассмотрены: базы данных на ПК, элементы математической логики, принципы логического вывода.

 

1.1.Базы данных.

Базы данных - основное средство накопления больших объемов информации. Это специальная форма представления и организации данных в ПК, допускающая поиск информации по запросам. Для организации баз данных используются специальные программы, которые называются системами управления базами данных (СУБД).

Информация в базах данных может быть организована несколькими способами. Наиболее простая и распространенная - реляционная или табличная форма.

Отличие баз данных на ПК от информационно- поисковых систем в Интернет состоит в следующем.

Информационно- поисковые системы допускают только поиск информации. В базах данных можно выполнять не только поиск, но и обновление информации.

 

1.2 Элементы математической логики.

Принципы поиска и обработки информации основываются на законах математической логики, т.к. компьютеры - это устройства,  принципы работы которых базируются на элементарных законах двоичной логики.

Математическая логика - это математическая  дисциплина, изучающая технику доказательств. Компьютеры требуют точности и строгости в определениях и описаниях, чем и отличаются от людей.

Вычислительные операции и математические суждения всегда предполагают однозначную интерпретацию.

Все сложные логические элементы и блоки вычислительных машин конструируются из простейших логических элементов с помощью логических операций « и », « или » и « не ».

 

1.3.Принципы логического вывода.

Могут ли компьютеры думать? Да - если удастся создать такие диалоговые программы, которые смогут отвечать на вопросы так же, как и люди.

Проблема создания искусственного интеллекта привела к огромному потоку исследований, в результате которых были созданы программы для ЭВМ имитирующие интеллектуальную деятельность людей - игру в шахматы решение задач и доказательство теорем.

 

 

2.Элементы Интернет-технологий.

2.1. Internet как иерархия сетей.

Слово Internet происходит от выражения interconnected networks (связанные сети). Это глобальное сообщество малых и больших сетей. В широком смысле - это глобальное информационное пространство, хранящее огромное количество информации на миллионах  компьютеров, которые обмениваются данными.

Протоколы Интернет.

Различают два типа протоколов: базовые и прикладные. Базовые протоколы отвечают за физическую пересылку сообщений между компьютерами в сети Internet. Это протоколы IP и TCP.  Прикладными называют протоколы более высокого уровня,они отвечают за функционирование специализированных служб. Например, протокол HTTP служит для передачи гипертекстовых сообщений, протокол FTP - для передачи файлов, SMTP - для передачи электронной почты.

 Internet-данные в любой форме - электронное письмо, Web-страница или скачиваемый файл - путешествуют в виде  группы пакетов. Каждый пакет посылается на место назначения по  оптимальному из доступных путей. Поэтому даже если какой-то  участок Интернет окажется нарушенным, то это не повлияет на доставку пакета, который будет направлен по альтернативному пути. Таким образом, во время доставки данных нет необходимости в  фиксированной линии связи между двумя пользователями. Принцип пакетной коммутации обеспечивает основное преимущество Internet - надежность. Сеть может распределять нагрузку по различным участкам за тысячные доли секунды. Если какой-то участок оборудования сети поврежден, пакет может обойти это место и пройти по другому пути, обеспечив доставку всего послания.

Адpecация в Интернет.

Каждому компьютеру, подключенному к Интернету,  присваивается идентификационный номер, который называется IP-адресом.

При сеансовом подключении к Интернету IP-адрес выделяется компьютеру только на время этого сеанса. Присвоение адреса компьютеру на время сеанса связи называется динамическим  распределением IP-адресов. Оно удобно для провайдера, поскольку один и тот же IP-адрес в разные периоды времени может быть выделен разным пользователям. Таким образом, Интернет-провайдер должен иметь по одному IP-адресу на каждый обслуживаемый им модем, а не на  каждого клиента.

Доменные имена.

Когда происходит обращение на Web или посылается e-mail, то используется доменное имя. Например, адрес http://www.microsoft.com содержит доменное имя microsoft.com. Аналогично e-mail-адрес algol@rambler.ru содержит доменное имя rambler.ru. В доменной системе имен реализуется принцип назначения имен с определением ответственности за их подмножество соответствующих сетевых групп. Каждая группа придерживается этого простого правила. Имена, которые она присваивает, единственны среди множества ее  непосредственных подчиненных, поэтому никакие две системы, где бы они ни находились в Интернете, не смогут получить одинаковые имена.

Каждая страна имеет свой домен: аи -Австралия, be -Бельгия и т.д. Это географические домены верхнего уровня. Помимо географического признака используется организационный признак, в соответствии с которым существуют следующие доменные имена первого уровня:

  • com - коммерческие предприятия,
  • edu - образовательные учреждения,
  • gov - государственные учреждения,
  • mil - военные организации,
  • net - сетевые образования,
  • org - учреждения других организаций и сетевых ресурсов.

 

Система адресации URL.

Чтобы найти документ в сети Интернет, достаточно знать  ссылку на него - так называемый универсальный указатель на ресурсURL (Uniform Resource Locator - унифицированный указатель ресурса), который указывает местонахождение каждого файла,  хранящегося на компьютере, подключенном к Интернету. Адрес URL является сетевым расширением понятия полного  имени ресурса, например, файла или приложения и пути к нему в  операционной системе. В URL, кроме имени файла и директории, где он находится, указывается сетевое имя компьютера, на котором этот ресурс расположен, и протокол доступа к ресурсу, который можно использовать для обращения к нему.

Рассмотрим некоторые URL: http://www.abc.def.ru/kartinki/SLIDE.htm

Первая часть http:// (Hypertext Transfer Protocol) - протокол  передачи гипертекста, по которому обеспечивается доставка документа с Web-сервера, указывает браузеру, что для доступа к ресурсу применяется данный сетевой протокол.Вторая часть www.abc.def.ru указывает на доменное имя. Третья часть kartinki/SLIDE.htm показывает программе-клиенту, где на данном сервере искать ресурс. В данном случае ресурсом является файл в формате html, а именно SLIDE.htm, который  находится в папке kartinki. Имена директорий, содержащиеся в URL, - виртуальные и не имеют ничего общего с реальными именами каталогов компьютера, на котором выполняется Web-сервер, а являются их псевдонимами.

2.2.Сервисы Интернет.

Обычно пользователи идентифицируют Интернет со службой WWW (World Wide Web - Всемирная паутина). Но это далеко не так,ибо WWW - одна из многочисленных служб Интернета. По аналогии Интернет можно сравнить с системой транспортных  магистралей, а виды сервисов Интернет - с различными службами доставки. В число наиболее часто используемых служб Интернет входят электронная почта, WWW, служба новостей Интернет, передача  файлов по протоколу FTP, терминальный доступ по протоколу Telnet и ряд других служб.

Электронная почта. Электронная почта возникла раньше, чем Интернет, однако она не только не устарела, но, напротив, являетсянаиболее массовой службой Сети и постоянно приобретает новых пользователей. Электронное письмо, как и обычное, содержит адреса отправителя и получателя. В него можно вложить графическое изображение или иной файл - точно так же, как в конверт с письмом можно положить открытку или фотографию. На него можно поставить электронную подпись, которая играет ту же роль, что и подпись в обычном письме. Однако служба e-mail давно обошла по популярности традиционную почту: ежегодно в мире рассылается более 600 млрд электронных писем. Перечислим достоинства  электронной почты.В отличие от телефонного звонка электронная почта может быть прочитана в удобное время, что особенно важно с учетом разницы во времени между часовыми поясами. Следует также отметить  демократичность электронной почты: отправляя электронное письмо хоть самому президенту, вы не рискуете отвлечь его от текущих дел. К удобствам электронной почты следует также отнести возможность рассылки писем сразу большому количеству получателей, высокую скорость доставки, удобство пересылки вложенных файлов. 

Хранение  писем  в  базе данных  почтового клиента  позволяет осуществлять быстрый поиск и сортировку почтовых отправлений. Кроме того, электронная почта в несколько сот раз дешевле обычной почтовой рассылки.Обычно в момент регистрации доступа в Интернет  сервис-провайдер предоставляет пользователю дисковое пространство под почтовый ящик: адрес этого почтового ящика (E-mail Account Address), имя пользователя (E-mail Account Login Name) и пароль (E-mail Account Password). Пароль для доступа предоставляется в целях предотвращения несанкционированного доступа к почте. Адрес электронной почты имеет формат: имя пользователя @ имя домена,  например Ivanov@abc.rst.ru.Для передачи писем используются протокол SMTP (Simple Mail Transfer Protocol - простой протокол пересылки почты) и  соответственно SMTP-серверы, Чаще всего отправка почты происходит с почтового сервера вашего Internet-провайдера, хотя, в принципе, это не обязательно. Обычно SMTP-серверы не требуют идентификации, поэтому вы можете отправить письмо с любого такого сервера. Для приема почтовых сообщений в настоящее время наиболее часто используется протокол РОРЗ (Post Office Protocol - протокол почтового офиса), который контролирует право пользователя забирать почту из ящика и поэтому требует предоставления имени пользователя и пароля.

WWW - самый популярный сервис Интернета. Именно он, благодаря своей относительной простоте и наглядности для пользователей, сделал столь массовыми обращения к ресурсам Сети. В самом общем плане WWW - это система Web-серверов, поддерживающая документы, форматированные специальным образом. Служба WWW реализована в виде клиент-серверной архитектуры. Пользователь с помощью клиентской программы (браузера)  осуществляет запрос той или иной информации на сервере, а Web-сервер обслуживает запрос браузера. Браузер - это программа,  обеспечивающая обращение к искомому ресурсу на сервере по его URL, интерпретирующая полученный результат и демонстрирующая его на клиентском компьютере.

Протокол, по которому происходит доставка Web-сервером документа Web-браузеру, носит название HTTP (Hypertext Transfer Protocol - протокол передачи гипертекста). Гипертекст - это текст,содержащий гиперссылки, связывающие слова или картинки документа с другим ресурсом (с каким-нибудь еще документом или с иным разделом этого же документа), при этом подобные связанные слова или картинки документа, как правило, выделяются, обычно с помощью подчеркивания. Пользователь может активировать эту связь щелчком мыши. Поскольку современные электронные документы содержат не только текст, но и любую мультимедийную информацию (текст, графика, звук), в качестве ссылок стали использовать не  только текстовые, но и графические объекты. Со временем понятие  гипертекста было расширено до понятия гипермедиа. Гипермедиа - это метод организации мультимедийной информации на основе ссылок на разные типы данных.Особенно продуктивной идея гипертекста оказалась применительно к объединению цифровой информации, распределенной на серверах во всем мире. WWW - это глобальная гипертекстовая система, организованная на базе Internet. WWW представляет собой механизм, при  помощи которого связывается информация, доступная посредством многочисленных Web-серверов во всем мире. Web-сервер - это  программа, которая умеет получать http-запросы и выполнять в соответствии с этими запросами определенные действия, например запускать приложения и генерировать документы.Документ, доступный через Web, называют Web-страницей, а группы страниц, объединенные общей темой и навигационно, - Web-узлами, или Web-сайтами, Один аппаратный Web-сервер может  содержать несколько Web-сайтов, но возможна и обратная ситуация, когда огромный Web-сайт может поддерживаться группой  Web-серверов. Тот факт, что навигация не требует знаний о местоположении искомых документов, как раз и является основным удобством и  причиной популярности службы WWW.

Поиск в Интернете.

Бытует мнение, что в Интернете есть все, но найти там что-либо практически невозможно. Впрочем, противоположная точка зрения, взятая на вооружение поисковой системой Яндекс, гласит, что найти в Интернете можно все. Видимо, для того чтобы находить, нужно уметь искать.Для поиска в Интернете предназначены различные инструменты: поисковые машины, индексированные каталоги, метапоисковые системы, тематические списки ссылок, онлайновые энциклопедии и справочники.Существует огромное количество поисковых систем. Наиболее популярная на Западе поисковая система - Google (www.google.com). Всемирно популярный каталог Yahoo! в качестве поисковой системы использует именно Google. В Рунете самыми популярными поисковыми системами являются Яндекс (www.yandex.ru) и Рамблер (www. rambler, ru).

Метапоисковые системы.

Так как Интернет развивается  стремительными темпами, то рост количества документов происходит быстрее, чем поисковые системы успевают их проиндексировать.  Отсюда следует, что даже если в Сети и есть то, что вы ищете, вовсе не обязательно, что об этом знает та поисковая машина, к которой вы обратились. Велика вероятность, что нужный документ проиндексирован другой поисковой системой. Поэтому существуют службы,  позволяющие транслировать запрос сразу в несколько поисковых систем, - это метапоисковые системы. Однако пользоваться ими во всех случаях не следует. Если документов по теме много, то метапоиск, возможно, даже вреден, поскольку смешивает разные логики ранжирования. Но если документов по теме мало, то метапоиск может быть полезен именно потому, что объединяет большое число поисковыхсистем. Очень удобной в этом отношении является отечественная программа ДИСКо Искатель (www.disco.ru).

Практические рекомендации.

1. Используйте различные инструменты для поиска информации разного профиля. Поиск в каталоге дает представление о  структуре вопроса, поисковая система позволяет найти конкретный  документ.

2. Избегайте общих слов, осуществляя поиск в поисковой машине. Чем уникальнее ключевое слово, по которому осуществляется поиск, тем скорее вы его найдете. Логика здесь очевидна, однако факты позволяют лучше понять ситуацию: 400 наиболее часто употребляемых слов русского языка со всеми словоформами (около 2 тысяч) составляют одну треть всех слов в среднестатистическом тексте, а частотный список на 8 тыс. слов покрывает уже 80 % всех словоупотреблений в текстах.

3. Ищите больше чем по одному слову. Сократить объем ссылок можно, определив несколько ключевых слов. Используйте синонимы.

4. Не пишите прописными буквами. Избегайте написания ключевого слова с прописной буквы. В ряде поисковых систем  заглавные буквы позволяют искать имена собственные, например фирма Intel.

5. Используйте функцию» Найти похожие документы». Если один из найденных документов ближе к искомой теме, чем остальные, нажмите на ссылку Найти похожие документы.

6. Пользуйтесь языком запросов. С помощью языка запросов можно сделать запрос более точным.

7. Пользуйтесь расширенным запросом. Во многих поисковых системах есть форма расширенного запроса, в которой можно использовать основные механизмы сужения поиска.

8. Пользуйтесь метапоисковыми системами, если по теме мало документов.

Электронная коммерция.

Электронная коммерция - это организация продажи товаров и услуг с помощью Интернет. Основной формой организации продаж через Интернет являются электронные магазины. Основой этих магазинов являются корпоративные серверы с базами данных о каталогах имеющихся товаров, а также с информацией о принятых заказах и зарегистрированных посетителях.

Качественно новое явление в экономике - электронные деньги и электронные банки, позволяющие в считанные секунды проводить с помощью Интернет платежи между банками, электронными магазинами и покупателями.

Электронные деньги - это цифровые файлы на банковском сервере, в которых хранится информация о поступивших денежных средствах.

Электронные банки - это банки, осуществляющие электронные платежи в Интернет.                          

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz